Попова Любовь (1889-1924)
Установка
1922
Размер - 50 x 69,2
Материал - бумага
Техника - тушь, перо, акварель, лак, коллаж, чертежные инструменты, белила
Инвентарный номер - РС-12138
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Эскиз оформления спектакля Любовь Попова выполнила в лаконичной стилистике конструктивизма чертежными инструментами. Многие детали – прежде всего надписи – наклеены на лист. Художница пользуется ограниченным количеством цветов. Но на сцене сооружение выглядело ярко и радостно за счет движения ветряка и колес.
Идея построить станок, свободно стоящий в пространстве сцены, постепенно формировалась в ходе занятий в мастерской Л. Поповой в Государственных высших театральных мастерских (ГВЫТМ). Обсуждение спектакля проходило под руководством Мейерхольда при активном участии Поповой и И.А. Аксёнова, переводчика пьесы и директора Театра актера и ректора ГВЫТМа.
Сюжет пьесы развивается на мельнице. На совещаниях режиссера с Поповой и Аксёновым были определены основные элементы конструкции. Решили, что архитектура мельницы превратится в схематическое сооружение, состоящее из «играющих» элементов: площадки, лестницы, окна, двери. Этот вариант и был предложен студенту В. Люце в качестве учебного задания. Ученик представил макет, который его руководители сочли неудачным.
Попова решительно взялась за переработку. На начальном этапе ее замысла, в эскизах, сделанных еще до упомянутых совещаний, композиция полностью заполняла портальную арку сцены. Затем следовал эскиз, уже не связанный с порталом, но имеющий в верхней части довольно массивную ферму, остаток прежнего варианта. От эскиза к эскизу установка вместо вертикального силуэта приобретает горизонтальный, верхняя ферма, повторившись еще раз, исчезает окончательно.
Сначала художница стала разрабатывать схему колес. Лишь позднее, совместив все привычные атрибуты, Попова создала синтетический, идеальный образ «мельницы вообще» – водяной (с колесами) и ветряной (с намеком на крылья). Установка превратилась в образ, точно и строго решенный в конструктивистской стилистике.
Сценография Поповой в театре Мейерхольда стала точкой отсчета в истории театрального конструктивизма.