Иванов Александр (1806-1858)
Предки Христа. Эскиз росписи стены
Конец 1840-х – 1858
Размер - 44,5 x 58,5
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8465
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Эскиз стенной росписи «Предки Христа» включает два родословия Иисуса Христа в соответствии с текстами Евангелий от Матфея и Луки, а также Книги Бытия.
В центре верхнего яруса – родословие Христа по Евангелию от Матфея: расположенные в три ряда фигуры – от Авраама до царя Давида и далее до Иосифа, мужа Марии. Евангелист Матфей ведет родословие Христа по предкам Иосифа, желая показать, что Иисус был его законным сыном и, следовательно, имел все права называться потомком царя Давида.
В соответствии с текстами Книги Бытия художник дополняет составленное Матфеем родословие Христа рядами фигур: слева – от Адама до Ноя, справа – от сына Ноя Сима до Авраама.
В нижнем ярусе композиции – родословие Христа по Евангелию от Луки: изображение Бога с предстоящими ангелами и длинный ряд фигур от Адама до Иосифа. Евангелист Лука, хоть и включает в родословие Иосифа, но в действительности сообщает родословие Марии. Сама она, по еврейскому обычаю, не вводится в перечень предков. Луке было важно показать, что Христос по плоти является настоящим потомком Давида, поэтому он дает родословие отца Марии, а вместо нее указывает ее мужа Иосифа. Согласно Луке, отцом Марии был Илий, но, по преданию, его звали Иоаким. Объяснить это может обычай иудеев носить по два имени.
Смысл этой композиции: Христос – сын Божий, по плоти и по закону – потомок царя Давида.