Иван Похитонов, один из самых оригинальных художников второй половины XIX – начала XX века, умел при очень малом размере картин выразить все характерные особенности природы, живописное богатство пейзажа, поэзию каждодневной жизни французских и бельгийских, русских, украинских и белорусских крестьян, обитателей пригородов, ремесленников и охотников. Его картины обладают изяществом миниатюрной живописи, строгой красотой композиционного построения, богатством и ювелирной точностью колористического решения.
В силу личных обстоятельств Похитонов большую часть жизни вынужден был жить за границей – во Франции, Италии, Бельгии. При этом он не терял связи с родиной, с художественной жизнью России, приезжая летом в родные края – в Москву, Петербург, в Малороссию, откуда был родом. В один из таких приездов, очевидно, была написана картина «Летний пейзаж с речкой», на которой изображен непритязательный ландшафт с рекой и сельскими строениями вдали, к которым ведет проселочная дорога. Обыденный вид, залитый лучами летнего солнца, волею художника превращен в радостное, праздничное зрелище.
О произведениях мастера такого рода художественный критик «Московских новостей» писал: «Благородны <…> маленькие дощечки Похитонова, этого русского Мейссонье, живущего, к сожалению, за границей и редкого гостя у нас в России. Я люблю тонкое изящество его рисунка, прелестную простоту композиции и трезвую ясность его мотивов...»
К началу 1900-х годов произведения Похитонова приобрели уже многие музеи и частные коллекционеры. Постепенно в России миниатюрная живопись становилась популярной. В 1903 и 1906 годах художник принял участие в выставке Mignon в Санкт-Петербурге, организованной
Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ). В 1904 году Похитонов получил официальное признание: он стал действительным членом
Императорской Академии художеств и был удостоен звания академика. В 1905 году его избрали членом ТПХВ.