Волков Александр (1886-1957)
Сбор хлопка
1931
Размер - 127 x 141,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2468
Поступило от МК СССР. 1984
Судьба художника и поэта Александра Николаевича Волкова – этнического русского, родившегося и бóльшую часть жизни прожившего в Узбекистане, – уникальна. Его называли русским туркестанцем, ведь за долгие годы он глубоко сроднился с этой землей, восточная тематика стала главной в его творчестве, и сегодня он признан основоположником современного узбекского искусства.
А.Н. Волков родился в городе Новый Маргелан (нынешняя Фергана). Художественное образование получил в дореволюционной России: сначала в Высшем художественном училище при Академии художеств в классе В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин, продолжил занятия в Киевском художественном училище у известного мастера-монументалиста Ф.Г. Кричевского. Вернувшись в Среднюю Азию в 1916 году, художник поселился в Ташкенте и жил там почти 40 лет, до конца своих дней. В 1927-м он стал одним из организаторов объединения «Мастера Нового Востока», члены которого стремились к созданию новаторского искусства своего времени.
Сбор урожая – излюбленный сюжет художника, представляющий патриархальное единение человека и природы. Жанровая сцена повседневного колхозного труда уподоблена эпической фреске: труд показан крупным планом и во всем его величии, что связано с поисками Волковым в 1930-е годы нового стиля для изменившихся образов крестьян и рабочих. Почти вся поверхность полотна заполнена укрупненными и обобщенными фигурами работниц, которые производят впечатление почти скульптурно вылепленных монументов. В характере их расположения и жестах есть ощущение торжественного предстояния. Охапки хлопковых шариков уподоблены плывущим белоснежным облакам, бережно поддерживаемым женскими руками. Важную роль в композиции играют ритмичные чередования чистых цветов. Преобладающий желтый заливает солнечным светом фигуры и небо у высокого горизонта, зеленый связан с растительным миром, красный и небесно-голубой вносят отдельные звучные акценты. Мощная цветовая энергия наполняет полотно мажорным настроением. Благодаря особому живописному языку бытовой сюжет работы в поле женской бригады перенесен в отвлеченный, всеобщий план и предстает воплощением мечты о счастливом труде и изобилии.
В картине отразилась способность Волкова на разных этапах творческого развития органично сплавлять местный восточный колорит с мировыми художественными направлениями. По мнению искусствоведа А.А. Сидорова, у художника «во многих вещах больше Парижа, чем Ташкента, больше Матисса и Пикассо, чем восточного ковра».