Жанр анималистики не был единственным или основным в творчестве скульптора Дмитрия Цаплина. Однако созданные им образы животных – едва ли не самая значительная часть наследия. Впервые к этому жанру скульптор обратился в годы зарубежной командировки, продолжавшейся восемь лет, с 1927 по 1935 год. За это время в городах Франции, Испании и Англии художник, прежде создававший скульптуры из дерева, блестяще овладел техникой работы в камне. Этот материал стал главным при создании Цаплиным анималистических произведений. В музеях Европы наиболее сильное впечатление на мастера произвела египетская скульптура. Знакомство с ней укрепило в художнике понимание таких качеств, как архитектоничность и монументальность, послужив отправной точкой для дальнейшего совершенствования собственного стиля.
Птицы, созданные Дмитрием Цаплиным, больше чем другие его работы анималистического жанра, напоминают о скульптуре Древнего Египта как об одном из главных ориентиров и источников вдохновения художника. Для таких произведений мастера, как «Сокол» и «Орёл» из собрания Третьяковской галереи, характерны симметрия, ясная и цельная форма, чистота линий. Образам птиц придано вневременное звучание, они лишены всего второстепенного, суетного, случайного.
Британский писатель и поэт Монтегю Слейтер в своей рецензии на выставку Цаплина в Лондоне отмечал в работах художника его редкое умение говорить не о деталях, а о самой сути явления. Наглядной иллюстрацией этих слов можно считать фигуру орла, высеченную мастером из камня. Образ нахохлившейся птицы в исполнении Цаплина наделен величественностью и монументальностью, достойной изображения царя среди пернатых. Резец скульптора обобщенно выявил фигуру орла, акцентировав внимание на мощных когтистых лапах и массивном крючковатом клюве – главных приспособлениях хищника. Чуткое отношение Дмитрия Цаплина к материалу позволяло ему, создавая узнаваемые образы зверей, птиц и рыб, сохранять ощущение лапидарности и тяжеловесности используемой глыбы.