Голубкина Анна (1864-1927)
Собаки. Рельеф
1913
Размер - 80 x 87 x 12
Материал - известняк
Инвентарный номер - МГ СК-209
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В творчестве Анны Голубкиной значительное место занимают анималистические изображения. Искренне любя мир природы, она любила и животных, особенно симпатизируя собакам, часто наблюдала за их повадками, движениями, познавая этим анатомию. Приверженность Голубкиной к охотничьим собакам объясняется тем, что ее брат Семён Семёнович был страстным охотником. Интересно, что у Анны Семёновны нет изображений собак неизвестных пород, простых дворняжек. Среди почти десятка собак в ее работах встречаются гончие, легавые, сеттер-гордоны.
В рассматриваемом рельефе изображены три борзые – аристократические охотничьи собаки. Они принадлежали семье Кусевицких, живших в соседнем переулке. Сергей Александрович был знаменитым дирижером и контрабасистом с мировым именем, основателем, по инициативе С. Рахманинова, Российского музыкального издательства. Его жена Наталья Константиновна некоторое время в начале 1910-х годов брала у Голубкиной уроки скульптуры. Богатая ученица, по всей вероятности, не раз приходила на уроки вместе с собаками, но возможно, что и Анна Семёновна бывала в их знаменитом доме в стиле модерн, построенном архитектором Л.Н. Кекушевым в 1898–1899 годах.
Рельеф на плоском камне неровной формы Голубкина словно чертит, бережно сохраняя поверхность, используя ее для передачи фактуры шерсти собак. Фон художница вырубает мелкими ударами троянки, добиваясь низкого рельефа. Она избирает интересный прием композиции: взгляд сразу с двух ракурсов – сверху и сбоку, что напоминает элементы сферической перспективы, этого наиболее совершенного способа изображения трехмерного пространства на плоскости. Любопытно, что не сохранилось ни одного подготовительного эскиза, и это наводит на мысль, что Голубкина делала рельеф сразу, лишь нарисовав на камне изображение графитным карандашом.
Особо стоит отметить, что кроме художественной ценности рельеф имеет значение и для кинологической службы. В нем очень точно передан внешний вид борзых конца XIX – начала XX века, заметно отличающийся от современных пород, у которых шерсть гораздо длиннее. Это результат смешения с другими видами борзых, тогда как на рельефе А.С. Голубкиной переданы утраченные исконные признаки породы. Важно и количество собак на рельефе, обычно охотящихся сворами по три или пять особей одного пола.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. Спустя десять лет музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.