Венера Медицейская (иначе – Венера Медичи) – античная статуя, изображающая древнеримскую богиню любви и красоты Венеру, выходящую из моря обнаженной, стыдливо прикрывающей одной рукой лоно, а другой грудь. Владельцами статуи некоторое время были представители флорентийской семьи Медичи, что получило отражение в ее названии. В настоящее время статуя хранится в Галерее Уффици во Флоренции и считается одним из шедевров мирового искусства.
Рисунок в натуральную величину был исполнен с гипсового слепка, находившегося в собрании Петербургской Императорской Академии художеств, ее учеником Александром Ивановым. Он изобразил Венеру не в качестве учебного задания, а, выражаясь современным языком, факультативно. В академическом курсе рисунок с обнаженной женской модели появился только после 1894 года, до того учащиеся при создании женских образов довольствовались античной скульптурой, украшавшей галереи Академии, мужчинами-натурщиками, искусно задрапированными манекенами, а также представлениями об анатомическом устройстве человеческой фигуры, почерпнутыми в учебных классах. Поэтому «Венера» остается редким примером изображения обнаженного женского тела (хотя и в виде гипсовой статуи) русским художником в России первой половины XIX века (см. также
Инв. 8345).
В 1845 году Александр Иванов подарил лист вместе с другими большеформатными рисунками («Боец Боргезе» и «Лаокоон») в качестве образцов-«оригиналов» Московскому училищу живописи и ваяния.