Иванов Александр (1806-1858)
Изгнание из рая
1846-1848
Размер - 48 x 61,3
Материал - бумага грунтованная
Техника - итальянский карандаш, мел
Инвентарный номер - Инв.8453
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Рисунок на сюжет из Ветхого Завета выполнен как эскиз стенной росписи «всемирного» храма Христа Спасителя, идея которого родилась у Александра Иванова в 1846 году.
«Изгнание из рая» – большая, рисованная карандашом картина, рассказывающая о событиях после грехопадения первых людей. Змей, самый хитрый из всех животных, обитающих в раю, обольстил Еву рассказом о дереве, плоды которого Бог есть запретил. Змей сказал, что, вкусив плоды этого дерева, Адам и Ева не умрут, но станут как боги, знающие добро и зло. Соблазн был велик, и Ева взяла плоды дерева познания добра и зла, ела их сама, дала мужу, и он ел. После этого открылись глаза у обоих, и поняли они, что наги. Из листьев смоковницы Адам и Ева сделали себе накидки на бедра и укрылись среди деревьев. Бог позвал Адама, но он ответил, что скрылся, потому что наг. После вопросов, откуда он знает, что наг, и не ел ли он от запретного дерева, Адам признался, что ел плод, который дала ему жена. Ева призналась, что ела плод дерева, потому что змей обольстил ее.
Художник изобразил момент, когда рассерженный Бог, окруженный опечаленными ангелами, высылает из рая первых людей. Ева в горе прижимается к Адаму, подавленная чувством вины и предсказанными ей скорбями – муками при рождении детей и господством мужа. Адам схватился за голову, сожалея о своей участи тяжело трудиться на земле, в поте лица добывать хлеб, но при этом он бережно обнимает жену, сознавая не только ее, но и свою вину. Пастуший посох Адама символично упал на землю. Человек больше не владычествует над животными. Змей, виновник греха первых людей, уползает из рая вместе с Адамом и Евой. На втором плане изображены два херувима с мечами – стражи рая, поставленные Богом охранять путь к дереву жизни, чтобы у Адама не было возможности вкусить его плодов и обрести бессмертие.
Интересны выразительные средства, которые использует Иванов в этой композиции. Раздражение, недовольство Бога и ангелов художнику помогают передать не только их движения и позы, но и сверкающий иглами нимб, длинные и колючие листья высоких пальм в раю, заостренные листья агавы, крылья херувимов и их мечи. Крупно взятые фигуры выстроены вдоль переднего плана: художник, несомненно, заботился о том, чтобы его композиция, воплощенная на стене, легко считывалась в интерьере храма.
Две сцены из жизни Адама и Евы – «Бог благословляет Адама и Еву» и «Изгнание из рая» – были задуманы как назидательные картины, наглядно показывающие, как легко человек может потерять свое благополучие, отклонившись от праведного пути, начертанного Богом. Эти и подобные изображения на стенах храма Христа Спасителя, по мысли Иванова, должны были способствовать исправлению и развитию нравственности людей.