Выходец из крепостной среды, В.А. Тропинин с полным правом считается одним из наиболее знаменитых художников золотого века русского искусства. К числу самых интересных работ мастера можно отнести жанровую картину «Женщина в окне», в дореволюционные годы находившуюся в собрании видного политического деятеля и предпринимателя Н.И. Гучкова.
Произведение содержит несомненную сюжетную интригу. Привлекательная молодая особа, облокотившись на подоконник, выглядывает на улицу через широко распахнутое окно. На ней коричневатое платье с длинными пышными рукавами, изящные бусы и серьги. Чувствуется неподдельный интерес героини к происходящему снаружи.
Соскользнувшая алая шаль обнажает округлые плечи женщины, а откровенное декольте позволяет некоторым исследователям видеть в ней даму полусвета. С другой стороны, несмотря на отсутствие каких-то документальных свидетельств, образ модели по сложившейся в историографии традиции нередко отождествляют с очаровательной Авдотьей Николаевной – героиней опубликованной в 1838 году поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».
Произведение написано с эффектом trompe-l'œil (так называемой обманки), основанном на оптической иллюзии. При его создании художник, вероятно, ориентировался на образцы западноевропейского искусства. В частности, работа Тропинина композиционно напоминает картину ученика Рембрандта живописца Ф. Бола «Молодая женщина у окна» (около 1649), которую русский художник имел возможность видеть в Эрмитаже.
Видимо, полотно Тропинина понравилось зрителям, и художник вновь обратился к этой теме. Произведение из коллекции Третьяковской галереи является уменьшенным авторским повторением подписной работы, находящейся в собрании Русского музея (1841). Вариант картины хранится также в Национальном музее Чеченской Республики. Близкое по типологии произведение Тропинина в собрании Третьяковской галереи – картина
«Девушка с гитарой» (конец 1830-х - начало 1840-х).