Волков Александр (1886-1957)
Караван
1921
Размер - 24,4 x 38,7
Материал - бумага
Техника - тушь, темпера, кисть
Инвентарный номер - РС-12165
Дар Г.Д. Костаки. 1977
В рисунке «Караван» Александр Волков из геометрических форм, главным образом, треугольников, небольшого количества кругов и полукружий построил яркую беспредметную композицию. Этот рисунок, выполненный темперой и тушью на бумаге, возможно, послужил художнику эскизом для живописной работы 1922−1923 годов, названной им «Караван (Приход)» (ГТГ). В новом варианте «Каравана», также выполненном на бумаге, но наклеенной на картон, и написанном не только темперой, но и маслом, мастер еще сильнее подчеркнул черной краской четкие геометрические формы.
В рисунке 1921 года художник через вариации треугольных и округлых элементов создает представление о колесах повозок, составляющих караван, и о горбах верблюдов. Острые углы треугольников придают рисунку энергию и динамизм. В центре композиции, нарушая строгую геометрию листа, Волков изображает голову и силуэт груди верблюда.
В начале 1920-х годов Волкову было важно работать в духе господствовавшего в те годы авангардного беспредметничества. Но он не следовал буквально ни за супрематизмом Малевича, ни за геометрическими экспериментами Родченко, ни за манерой примитивистов, ни за «музыкальной» беспредметностью Кандинского. В его композициях сочетались приемы разных систем.
Жестко очерченные, строго геометрические формы художник заполнял свободными штрихами разных красок. Порой он расцвечивал форму сплошь одним цветом, в других случаях использовал сложные цветовые переходы. Волков почти нигде не заполнял ограниченные черным контуром фрагменты монотонно, обычно он расцвечивал их штрихами разной интенсивности. В результате рисунок обретал дыхание, жизнь.
В дальнейшем, в живописной композиции «Караван (Приход)», этот прием неравномерного окрашивания фрагментов еще усилен.