Начиная с 1919 года Александр Волков активнее стал схематизировать свои, главным образом, пейзажные композиции. Написанная в 1921 году «Восточная композиция» – беспредметная живопись, выполненная гуашью на бумаге.
Пространство листа расчленено на множество фрагментов, как правило, ограниченных четким черным контуром. В этой беспредметной композиции причудливо сочетаются принципы абсолютно разных, едва ли не противоположных систем авангардного искусства. Четкое ограничение отдельных фрагментов напоминает о супрематизме Малевича, а их свободно ложащаяся раскраска с мазками-штрихами и причудливыми цветовыми пятнами – о не ограниченной жесткими рамками живописной стихии в духе В. Кандинского. В ряде случаев густые черные линии расчерчивают композицию самостоятельно. Эти энергичные штрихи наполняют изображение движением и тревогой.
Но цветовое решение снимает напряжение, гармонизирует композицию. Художник использует разные оттенки красного, сочетая их с бледно-зеленым и оттеняя вспышками ярких фрагментов светло-зеленых и синих оттенков цвета.
Александр Волков недолго увлекался беспредметными композициями. Полностью абстрактные работы создавались мастером, пожалуй, только в 1920−1921 годах. Но вслед за ними появлялись либо снова схематизированные композиции, сочетающие геометрические цветовые фрагменты с узнаваемыми фигуративными изображениями, либо вполне реальные живописные трактовки действительности.
Такая эволюция художника убедительно свидетельствует и о желании быть в контексте времени – эпохи торжества беспредметности, – и о верности собственному дарованию. Волков – мастер колорита и реалистической изобразительности.