Волков Александр (1886-1957)
Верблюды
Начало 1920-х
Размер - 34,5 x 37,5
Материал - бумага
Техника - тушь, акварель, лак, кисть
Инвентарный номер - РС-15639
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Горячо желая не отстать от господствующего в искусстве направления, Александр Волков в 1919−1921 годах работал над беспредметными композициями. В отдельных случаях он использовал прием четкого разграничения листа чертежными инструментами на отдельные фрагменты, например в рисунке «Голубой вечер» (1920, Третьяковская галерея). В других, подчиняясь стихии собственного таланта, нарушал расчерченную поверхность живым движением кисти, как в рисунке «Восточная композиция» 1921 года.
В работах, датированных началом 1920-х годов и следующих за названными выше, он уже в полной мере отдается своему живописному дару. Таков рисунок «Верблюды». Отголоском прежних увлечений схематизмом стали, пожалуй, излишне геометризированные элементы фона, изображающие холмы. Они превратились в разноцветные сферы. О недавней склонности к геометризму напоминает и подчеркнуто острая треугольная форма верблюжьих горбов.
Колорит рисунка, воспринимаемый, на первый взгляд, как темный красно-коричневый, на деле обогащен вкраплениями ярких желтых и зеленых мазков, создающих сложную цветовую картину. Красный цвет, господствующий в рисунке, придает пейзажу драматизм и напряжение. Головы верблюдов выразительно смотрятся на фоне цветных кругов. Волков использует оттенки коричневой акварели и мазки туши для создания впечатления объема форм и глубины пространства.
Отказавшись от геометрического построения листа, художник с увлечением изображает хорошо знакомых ему животных. Они как будто чутко прислушиваются к окружающей атмосфере. В рисунке переданы и различия между верблюдами, то ли по возрасту, то ли по полу: один крупнее, другой меньше, изящнее. Это характеризует Волкова как художника-живописца, мастера колорита, реалиста.