Голубкина Анна (1864-1927)
Зрелище
1913
Размер - 32 x 94 x 7
Материал - камень
Инвентарный номер - МГ СК-34
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Материалом для необычного рельефа «Зрелище» послужила каменная ступенька или подоконник, использованный скульптором. В любом случае, это не специально выбранный и приготовленный кусок материала, а бывший в употреблении, отсюда его не совсем правильная форма. Потребность в хорошем камне постоянно преследовала Анну Голубкину. В письмах она не раз сетовала на это и надеялась как-нибудь съездить в Грецию и привезти «много дешевого мрамора». Однако поездка так и не состоялась.
Скульптор смело вписывает рельеф в необычно вытянутую по горизонтали плоскость «подвернувшегося» камня, напоминающего собой узкий фриз. Само изображение удивляет. Перед нами группа зрителей, чем-то очень увлеченных. Одним видом этих вытянутых шей, сведенных напряжением тел, расставленных рук художник рассказывает о захватывающем, полном, вероятно, большого драматизма событии, зрелище, не показывая его самого!
«Зрелище» – практически единственный в своем роде пример условного «экспрессионизма» Анны Голубкиной, что необычно, так как само направление в европейском искусстве только зарождалось. Рельеф обладает типичными для направления стилистическими особенностями: обостренный ракурс, драматически преувеличенное движение, удлинение пропорций фигуры. Уместно будет вспомнить графические листы немки Кеты Кольвиц, а в скульптуре – многие работы Вильгельма Лембрука.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора, в том числе и рельеф «Зрелище», были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.