Голубкина Анна (1864-1927)
Кариатида
1911
Размер - 111 x 51,5 x 72
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-105
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Мужская фигура – часть симметричной композиции «Кариатиды» для украшения камина, куда входит также женская фигура. Голубкина предполагала исполнить группу из дерева, что и было в том же году осуществлено, но предварительно она вылепила этюды в глине, которые были отлиты по завершению работы в гипс. Этюды того же размера, что и был задуман для варианта в дереве, отличает тщательно продуманная композиция и проработка деталей. После отливки в гипсе фигуры были тонированы, то есть покрыты темной краской для придания белому, «мертвому» отливу большей выразительности.
Голубкина была большим мастером тонировок, и ее скульптуры из гипса после работы с цветом становились полноценным художественным произведением. Мужская фигура «Стража огня» изображена в сложной позе, тяжелая грация движений не лишает ее безмятежного покоя, но в то же время передает неустанную внутреннюю работу души. Композиционный прием расположения рук легким намеком связывает скульптуру Голубкиной со знаменитой работой Огюста Родена «Мыслитель» (1880–1882). Так художница раскрывает замысел – показать первое движение человеческой мысли, расцвет и мощь которой воплощена в образе, созданном французским мастером. Одновременно композиция «Кариатиды» – это своего рода благодарность учителю. Именно Роден учил Голубкину передавать внутреннюю динамику через выразительность и характерность рук, о чем она помнила всю жизнь. Посетивший мастерскую Голубкиной во время создания произведения поэт и художественный критик Максимилиан Волошин передавал свои впечатления в статье о творчестве мастера: «Они звери телом, люди – взглядом. В их жестах бессознательная и уверенная животная грация. …Но это люди, уже познавшие огонь, стражами которого они стоят по обе стороны камина. …У них обоих, у этих Адама и Евы каменного века, уже светится в глазах та сила, которая неволит стебель прорасти из зерна, та сила, которую Голубкина одну только и чувствует во всем многообразии земных ликов».
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведение вместе с другими скульптурами было передано на хранение в Государственный Русский музей и вернулось в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.