В 1899 году Анна Голубкина вернулась из Парижа, где училась под руководством знаменитого французского скульптора Огюста Родена (1840–1917). Она была воодушевлена как никогда: долгая и тяжелая учеба дала свои плоды – работы Голубкиной, представленные на Парижском весеннем салоне, оценила критика, а одну из них даже отметили медалью Салона. Признания на родине тоже не пришлось долго ждать – скульптуры Голубкиной появляются на крупных выставках, она получает первые серьезные заказы и снимает в Москве подходящую мастерскую.
Именно в это время Анна Голубкина решает вылепить большую фигуру, которая получит название «Идущий человек». Убедительная передача движения в статичной по определению скульптуре всегда была сложной задачей, особенно если передать требуется внутреннее душевное движения. И лучше многих решил ее в свое время учитель Голубкиной француз Роден. В его скульптуре «Иоанн Креститель» (1878) сильные чувства героя прорываются наружу, видны в широком шаге, сложной позе, в каждой мышце обнаженного тела.
Анна Голубкина решила пойти за своим учителем и сделать что-то подобное. Ей захотелось вылепить фигуру по-новому, вдохновляясь натурой, а не академической традицией, современно и сильно, с внутренним чувством – так, как это делал в своих лучших работах Роден. Скульптура замечательно поставлена, решена конструктивно. «Идущий человек» – это апофеоз внутренней борьбы и решимости идти, уже сделан первый шаг. «Все сметет на своем пути», – обмолвилась как-то о нем сама Голубкина.
Советское искусствознание, видевшее в «Идущем человеке» торжествующую поступь революционного пролетариата, предлагало только социальную трактовку произведения, однако можно усмотреть в образе большую философскую наполненность. Примерно через десятилетие, в 1912 году, Анна Голубкина вернется к этой теме, но на этот раз создаст «Сидящего человека» (Музей-мастерская А.С. Голубкиной), желая передать «непреклонность воли к движению вперед».
Произведение было отлито на Мытищинском заводе художественного литья им. Е. Белашовой в 1977 году.