Голубкина Анна (1864-1927)
Болото. Барельеф
1911
Размер - 29,5 x 51 x 4
Материал - мрамор
Инвентарный номер - МГ СК-35
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
«Болото» относится к типу живописных рельефов, то есть виду скульптуры, в котором изображение создается выступающими из плоскости фона объемами тел. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. В живописных рельефах-картинах скульпторов Возрождения применялась перспектива, чередование планов, предметы изображались в ракурсах. При реальной глубине в несколько миллиметров возникала иллюзия глубокого пространства. В них создавались архитектурные и природные пейзажи, многофигурные повествовательные сцены. А.С. Голубкина восхищалась скульптурой Возрождения. Ее ученица З.Д. Клобукова вспоминала: «Она водила меня в Музей изящных искусств смотреть ворота Гиберти. “Вы посмотрите, ведь это же кружево!” – в восхищении твердила она».
Живописный рельеф «Болото» – один из самых «населенных» пейзажей А.С. Голубкиной: мир болота изобилует животными и сказочными существами. Хотя рельеф не тонирован, зритель легко может вообразить серебро облаков, золото луны, нежные цвета заката, блеск воды. Это целый сказочный мир, созданный воображением скульптора. Художница строит изображение с очень высокой точки зрения, как будто с облаков. Изображение танцующих фей пластически утяжелено, ведь для смотрящего это самый близкий план, однако зрительно оно ощущается невесомо-воздушным по сравнению с материальностью и статичностью земного мира.
Известно, что люди всегда относились к болотам как к местам страшным, опасным: болото зло «шутит» над людьми, туда «манит темная сила», как в стихах А. Блока или К. Бальмонта:
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
Но мифотворчество Голубкиной всегда полно красоты, в нем нет устрашающего уродства. В образном языке мраморного рельефа «Болото» много общего с образами графики Михаила Врубеля «Жемчужина» (1904, картон, пастель, гуашь, уголь, бумажная аппликация. Государственная Третьяковская галерея), «Тени лагун» (1905, бумага, пастель, уголь, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея) и др.
В 1932 году семья скульптора преподнесла в дар государству сохраненное наследие художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Работы были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед посетителями.