Доподлинно неизвестно, где и когда познакомились Анна Семёновна Голубкина и Екатерина Дмитриевна Никифорова (1879–1955). В 1901 году Никифорова стала студенткой отделения скульптуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда за десять лет до того поступила и сама Голубкина. Екатерина Дмитриевна стала скульптором, выработала собственный творческий стиль, наиболее ярко проявившийся в 1910–1920-х годах. Она принадлежит к числу тех художников, чье творчество было остановлено репрессиями середины 1930-х годов. Екатерина Дмитриевна осталась в живых, но потеряла мужа и возможность участия в официальной художественной истории. Она пережила ссылку в Казахстан, затем жила в небольшом городе Санчурске в глубине Кировской области, где и скончалась. Не сдаваясь обстоятельствам, Екатерина Дмитриевна творила и в ссылке, и в Санчурске, где в городском музее создана небольшая экспозиция, посвященная ее творчеству.
Портрет Е.Д. Никифоровой стал одним из самых лиричных в творчестве Анны Голубкиной. Выразительная черта этюда – эффектно выдвинутая вперед рука с локтем – дала одно из названий произведения – «Женщина с рукой». Портрет настолько нравился Анне Семёновне, что «перетворённый» (как говорила сама Голубкина) в мрамор, он получил поэтичное название «Сирень». Один из вариантов в мраморе сегодня находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея, другие известны лишь по фотографиям.
Свои работы, отлитые в гипсе, Анна Семёновна не слишком ласково называла «черепки», что вовсе не значит, что она их не ценила: «Эх, кабы бронза!.. А то ведь черепки, ничего от них не останется». В 1940 году с гипсового этюда был сделан бронзовый отлив, который экспонировался на всех персональных выставках А.С. Голубкиной с 1944 года, словно компенсируя необъяснимое отсутствие этой работы на единственной прижизненной персональной выставке скульптора в 1914 году.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей, и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1974 году, когда музей был восстановлен.