Андрей Белый (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934) – поэт, прозаик и философ Серебряного века, один из ведущих русских символистов, автор нескольких поэтических сборников и повестей, написанных в своеобразной и причудливой поэтической стилистике.
Голубкина вылепила голову на вытянутой напряженной шее энергичными пластичными формами, передающими импульсивную и кипучую натуру поэта. Он, как птица в полете, жадно устремлен вперед, его взгляд словно прожигает пространство. «Во всей его фигуре было нечто всегда готовое к прыжку, к нырку, а может быть, и к полету. Вот-вот нырнет в пучину или взовьется над ней», – вспоминал о нем современник.
Сохранилась запись голоса Андрея Белого, где он читает свои стихи:
Мы рыцари дальних стран: я рог,
Гудящий из тьмы…
В сырой,
В дождевой
Туман –
Несемся
На север –
Мы.
На крутые груди коней кидается
Чахлый куст…
Как ливень,
Потоки
Дней, –
Как бури,
Глаголы
Уст!
Портретный образ, созданный Голубкиной, имеет много общего с голосом и манерой чтения Андрея Белого. Стихотворные строки создают образ, близкий портретному: герой устремлен сквозь времена и пространства к далекой цели. Это одна из ведущих тем творчества поэта.
Голубкина познакомилась с Андреем Белым на одном из его многочисленных публичных выступлений, пригласила в мастерскую, где и вылепила натурный этюд. Вместе с ней работали ее хорошие знакомые супруги Ефимовы: Нина Яковлевна сделала выразительные зарисовки, а Иван Семёнович вылепил рельеф. После сеансов позирования Голубкина написала Андрею Белому письмо со словами: «Я чту в Вас высокую человеческую душу и благородного поэта».
Позже, уже в Зарайске, на родине скульптора, куда она часто ездила к родным и где у нее была мастерская, Голубкина по этому натурному этюду исполнила портретную композицию Андрея Белого. Она говорила, что делала портрет «на стихи и статьи» Белого. Скульптурные формы воплощают образ, близкий описанному поэтом самоощущению: «Светоносный восторг со мной. Он несет меня на волнах ветра. Ветер гонит миры. Все в буре. Буря счастья и буря смерти – один ветер».
В 1932 году произведение было передано семьей скульптора в дар государству в составе полностью сохраненного наследия скульптора. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. В 1952 году он был ликвидирован, произведения были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.