Земля – родная стихия выросшей в провинциальном Зарайске Анны Голубкиной, «неисчерпаемый источник образов» ее творчества и художественный
элемент построения скульптур мастера. Земля и – шире – Природа, вызывали постоянное восхищение и давали творческие силы Анне Семёновне. Ее ученица и подруга Зинаида Клобукова вспоминала: «Особенно, как говорила Анна Семёновна, на нее очень действовала вспаханная земля. Она целыми часами сидела на борозде и всматривалась в вывороченные комья, и это был неисчерпаемый источник образов».
Тема Земли для творчества Голубкиной – одна из центральных. Она находится в многочисленных формальных, смысловых и выразительных связях со многими другими работами скульптора, прямо или косвенно материализующих это ее «чувство Земли». Из толщи Земли в первоначальном эскизе выходит «Идущий» (1903), от Земли рождены работы «Кочка» (1904), «Кустики» (1908), «Лужица» (1908). Даже когда скульптор работает в камне или дереве, многие ее работы окружает тяжелая масса необработанного материала: «Женская голова (в блоке)», «Спящие» (обе – не ранее 1908, Государственный Русский музей). Голубкина словно пытается материализовать сам момент рождения своих персонажей из глины, вновь и вновь повторяя божественное сотворение первочеловека Адама.
В поисках нужного выражения своего видения образа Земли скульптор создала целый ряд эскизов и этюдов, представляющих разные стилевые и композиционные решения. Результатом стало рождение чрезвычайно необычного для русского символизма произведения. Образ Земли создан «скульптором-крестьянкой» на основе собственного опыта. Сама Анна Семёновна поэтично рассказывала: «Чтобы увидеть настоящее лицо земли, надо выйти в открытое поле, когда солнце уже закатилось, на горизонте виден только зеленоватый холодный свет, а земля уже вся темная, широкая». В «Земле» Голубкиной, безусловно, можно найти черты хтонического, то есть подземного божества. Но внушаемый голубкинской «Землей» страх – лишь небольшая часть образа. Главные черты этой скульптуры – общие для всех произведений Анны Семёновны: покой, сосредоточенность, сила.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.