Ваза вылеплена из глины легкими, подвижными мазками, образующими вихревую живописную массу, из которой, как из тумана, проступают лики спящих и грезящих во сне людей. Сама А.С. Голубкина говорила, что создавала это произведение на тему возрастов человека: из зыбкого марева выплывают лица юной девушки, зрелого человека, глубокого старика. В них угадываются портретные черты, настолько они характерны и неповторимы. Другой очевидный мотив – сон и сновидения. Поэтика сна богата и разнообразна: сон-забвение, вещий сон, сон-заблуждение, сон-смерть. Анне Голубкиной наиболее близок символический образ сна как источника вещих прозрений и поэзии.
Произведение исполнено Голубкиной в стилистике европейского модерна вскоре после возвращения художницы из Парижа. Модерн – стиль конца XIX – начала ХХ века, известный в разных странах под разными названиями: во Франции – ар-нуво, в Германии – югендштиль, в Австрии – сецессион и т.п. Его отличительные черты – декоративность, плавность линий, их гибкость и текучесть в подражание природным формам. Важной идеей мастеров модерна было привнесение искусства в бытовую среду: изготовление предметов декоративно-прикладного искусства, мебели, одежды, тканей. На одной из фотографий модели и хорошей знакомой Анны Голубкиной Надежды Штембер в жилом интерьере видна ваза «Туман».
Ваза «Туман» – одно из первых произведений А.С. Голубкиной, появилось в России на выставках общества «Мир искусства». Общество объединяло многих художников модерна, таких как В.А. Серов, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов. «Мирискусники» превыше всего ценили высокие художественные достоинства произведения, индивидуальный стиль, широко использовали мотивы карнавала, сна, видений, гротеска и театра. В вазе «Туман» определенно проявился авторский стиль Голубкиной, которому были свойственны лепка открытыми мазками, контрастная светотень, многозначная символика и образы, согретые искренним теплым чувством.
Известно всего несколько отливов из гипса, сделанных с вазы «Туман». Данный отлив был приобретен у М.Н. Андрияко в 1983 году.