Нина. Портрет Н. Алексеевой
Патрон шедевра
Голубкина Анна (1864-1927)
Нина. Портрет Н. Алексеевой
1907
Размер - 42 x 23 x 36,5
Материал - мрамор
Инвентарный номер - МГ СК-2
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Создание этого портрета приходится на особенный период в жизни и творчестве Анны Семеновны Голубкиной. Хорошо известна ситуация с ее арестом в 1907 году в Зарайске «за революционную пропаганду», последовавший затем суд и освобождение по болезни. Большая творческая активность в отсутствие пока еще постоянной мастерской в Москве была сосредоточена в зарайской мастерской и в общественной жизни родного города. Это время несомненной творческой зрелости скульптора.
Анна Голубкина и прежде много лепила своих земляков, и неудивительно, что юную Ниночку Алексееву, одну из сестер Алексеевых, которых она хорошо знала, она однажды пригласила позировать. Сохранились воспоминания Нины Алексеевой, в которых она рассказывает о том, что предшествовало позированию: «Анна Семеновна уже имела в виду сделать мой портрет, но пока еще только присматривалась, допытываясь, чем я живу и дышу… Вскоре она допыталась, что самой глубокой и страстной мечтой была для меня мечта о театре …». Вероятно, с этой «подсказки» и началась работа над портретом.
Первоначальный вариант – отлив в гипсе – создает впечатление, что скульптор занят выявлением некоего универсального героического характера Нины, лицо девушки выражает суровость, решительность, определенность. Фронтальная напряженная посадка головы наделена признаками монументальности. Это впечатление усиливается в мраморном портрете, выполненном в том же году. Происходит окончательное преображение миловидной и юной Нины Алексеевой в образ по театральному символический, дерзкий и даже пугающий. Чрезвычайное движение шеи, почти полет, истончает лицо, делает его «птичьим». Профиль доминирует. Все подчинено этому победному движению. Глаза приобретают знакомую по греческим вазам и статуям «волоокость». Нанесенная на мрамор темная тонировка усиливает этот эффект. «Вы не удивляйтесь, ведь это не только портрет. Так уж не обижайтесь, что вышли не «en beau», – говорила мне Анна Семеновна по окончании работы над моим портретом», – вспоминала Нина.
Разгадывая тайну скульптуры в символическом ключе, нужно сделать всего один шаг, чтобы увидеть в «Нине» очаровательное и одновременно пугающее лицо античного сфинкса. Образы искусства Древнего востока, знакомые Анне Голубкиной по своим недавним поездкам в Европу, причудливо проступают в данной и в ряде других работах этих лет.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.