Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет С.Т. Морозова
1902
Размер - 56 x 30 x 27
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-50
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Савва Тимофеевич Морозов (1862–1905) – успешный предприниматель из знаменитой династии промышленников Морозовых, щедрый меценат, член дирекции Московского Художественного театра, образованного в 1898 году и существующего по сей день. Портретная голова вылеплена в импрессионистической манере, легкими мазками, дающими мягкие светотеневые эффекты. Импрессионизм как способ создания пластического образа был особенно свойствен А.С. Голубкиной в ранний период творчества.
Ставший одним из самых широко известных стилей в искусстве, импрессионизм возник в творчестве французских художников-пейзажистов в последней трети XIX века. Стремясь как можно точнее передать на холсте свои впечатления от натуры и прежде всего от состояния световоздушной среды, импрессионисты писали непосредственно на пленэре. Они отказывались от приемов академической школы, не создавали сложных сюжетов и поражали зрителей открытыми мазками чистых красок. На рубеже XIX и XX веков этот стиль ярко проявился не только в живописи, но в литературе, музыке и в скульптуре. Современник А.С. Голубкиной скульптор B.Н. Домогацкий назвал художницу «самым крупным представителем импрессионистической школы» в России.
Голубкина работала над портретом С.Т. Морозова в период строительства нового здания Московского Художественного театра (МХТ) в Камергерском переулке, одновременно с исполнением рельефа «Пловец» для входа в театр. Увлеченный строительством, Савва Морозов был полон энергией и оптимизмом. Используя знания, полученные во время обучения в Оксфорде, он создал современное осветительное оборудование для спектаклей, с успехом занимался устройством всей машинерии в новом театре. К.С. Станиславский вспоминал о С.Т. Морозове: «Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но служившему ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды».
Не раз бывал Морозов в мастерской Голубкиной и наблюдал за ходом создания рельефа. В результате знакомства и возникшего искреннего расположения появился замысел портрета. Без сомнения, он был выполнен с натуры. Портрет – редкий улыбающийся образ в творчестве Голубкиной: Морозов словно лучится весельем и довольством. Голубкина увидела в нем то, что особенно ценила в людях, – деятельную бодрость, радостную одержимость своим делом. Сложное в пластическом воплощении лицо Голубкина, не отступая от психологической выразительности и верности в передаче сходства, с помощью импрессионистической лепки преобразила в символ жизнеутверждающей радости.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе других сохраненных работ художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора, в том числе и портрет С.Т. Морозова, были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.