Мария Григорьевна Средина (1875–1947) – актриса, переводчица, жена живописца, графика, художественного публициста А.В. Средина (1872–1934), впоследствии, с 1911 года, – замужем за композитором А.Т. Гречаниновым (1864–1956).
А.С. Голубкина была дружна с семьей Срединых. У них был общий круг знакомых, объединившийся вокруг Московского художественного общедоступного театра под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Как Голубкина познакомилась с Марией Григорьевной, точно не известно. Может быть, это случилось, когда Голубкина по заказу К.С. Станиславского и С.Т. Морозова лепила для входа в МХТ в Камергерском переулке барельеф «Волна», где изобразила чайку, ставшую символом нового театра. К ней в мастерскую многие приходили посмотреть на огромный рельеф. Как-то зашла и Ольга Леонардовна Книппер, будущая жена А.П. Чехова. Не исключено, что она была вместе со М.Г. Срединой, с которой была очень дружна.
В портрете Срединой Голубкина, как чуткий психолог, сумела показать неповторимые черты модели, ее тонкую душу и впечатлительную натуру. Подобные портреты называют интимными и камерными, в них нет ничего парадного, показного, никаких внешних эффектов. Модель наедине с собой, погружена в задумчивое самосозерцание. О таких портретах можно сказать словами великого скульптора Огюста Родена: «Хороший бюст равносилен целой биографии».
Портрет вылеплен быстрыми, но тщательно выверенными мазками. Голубкина говорила своим ученикам: «Чем неосмысленных прикосновений меньше, тем работа лучше, и первое условие для этого – никогда не дотрагиваться до глины, не почувствовав и не решив, что и как надо сделать». Проникновенным психологизмом образ, созданный Голубкиной, близок к портретным образам Валентина Серова. Его можно сравнить с портретом Надежды Яковлевны Дервиз («Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком», 1888–1889) или портретом Ольги Фёдоровны Трубниковой «У окна » («Портрет О.Ф. Трубниковой», 1886).
В 1932 году семья скульптора преподнесла в дар государству сохраненное наследие художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед посетителями.