Екатерина Петровна Захарьина (1841–1910) – жена знаменитого московского врача-терапевта, профессора Московского университета Г.А. Захарьина (1829–1898). Трудный характер Григория Антоновича, безусловно, выдающегося врача своего времени, был известен всей Москве, поэтому их долгую совместную жизнь трудно назвать безоблачной. После смерти мужа Екатерина Петровна вместе с детьми остается наследницей огромного состояния, и со временем приобретает славу благотворительницы. Из наиболее значительных ее свершений на этом поприще можно вспомнить щедрые пожертвования вместе с дочерью на экспонаты строящегося Музея изящных искусств им. Александра III и постройку Захарьинской больницы в селе Куркино в память рано умершего сына – Сергея Григорьевича.
Заказ на два мраморных бюста четы Захарьиных поступил Анне Голубкиной в 1910 году от семьи. Портрет Григория Антоновича был выполнен скульптором по фотографии, для своего бюста Екатерина Петровна, уже больная, позировала.
Портрет получился одним из самых камерных и в каком-то смысле «чеховским» в творчестве Анны Голубкиной. В нем так явственно представлена «простая» человеческая драма прожитой жизни – и возвышенная, и прозаическая одновременно, – что невольно вспоминаются героини пьес знаменитого драматурга. В самом выражении лица Екатерины Петровны определенно есть что-то от образа хорошей драматической роли. Но это не талантливая театральная игра, а живое выражение благородного душевного строя пожилой женщины, которое остро прочувствовала и передала Голубкина.
Стоит упомянуть, что Анна Голубкина давала особенно ей удавшимся и любимым женским портретам своеобразную характеристику – цветочные прозвища. Портрет Е.П. Захарьиной знакомые скульптора знали как «Белый ландыш».
На 1910-е приходятся годы настоящей зрелости таланта Голубкиной. За успешным созданием модели в глине и отливом в гипсе обычно следовал ее перевод в дерево или мрамор. Подобная работа никогда не повторяла портрет механически, как правило, происходило нивелирование в образе человеческого и усиление символического начала. К сожалению, местонахождение работы в мраморе ныне не известно, и сохранившийся портрет в гипсе остался прекрасным примером живого «первого впечатления» от модели – Екатерины Петровны Захарьиной, переданного блестящей по исполнению лепкой мастера.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед посетителями.