Евфимия Павловна Рябушинская (в замужестве Носова; 1883–1976), жена фабриканта Василия Носова, происходила из известной династии успешных предпринимателей и коллекционеров Рябушинских. Она собирала картины русских художников XVIII–XIX веков. Как и ее братья, Рябушинская имела намерение передать свою коллекцию Москве. Сейчас в Третьяковской галерее среди прочих представлены такие вызывающие неизменный интерес зрителей произведения из ее собрания, как
«Портрет неизвестной в розовом платье» кисти Ф.С. Рокотова, «
Портрет графини Урсулы Мнишек» работы Д.Г. Левицкого, «
Портрет А.А Челищева» О.А. Кипренского.
Искусство художников начала XX века в собрании Рябушинской было представлено портретами самой собирательницы. Ее портреты писали художники К.А. Сомов (1911) и А.Я. Головин (1916). «Днем к нам на файфоклок приезжала и другая моя модель, Носова, оказавшаяся очень и очень интересной для живописи, – писал Сомов сестре Анне Андреевне. – Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом».
Познакомившись с Евфимией Павловной, скульптор Анна Голубкина задумала выполнить ее портрет в мраморе. Работа над образом началась с натурного этюда в глине, который, как это заведено у скульпторов, был отлит в более прочном материале – гипсе. Голубкина, обойдя вниманием изящный наряд модели и ее сложные головной убор и прическу, сосредоточилась на внутреннем состоянии модели. Угадав ее гордый и непокорный нрав, она передала его в надменном взгляде поверх зрителя. Это не было критическим отношением к модели, как можно подумать. Напротив, Голубкина, проникнув «в тайные уголки человеческого духа», любовалась свободой и широтой ее натуры. «Под оболочкой светской дамы она искала и выявила черты волжской вольницы ее предков», – рассказывала, вероятно, со слов скульптора, ее близкая подруга Любовь Губина. Зрители видели в портрете пример нового искусства, передающего черты современного человека с его сложной, противоречивой натурой, в которой соединяются пласты разных культур, прошлого и настоящего.
В мраморном портрете все эти черты смягчились, переняв благородство и чистоту белоснежного камня. Однако и в таком варианте портрет показался заказчице неприемлемым, и она отказалась его оплатить. Такая реакция Носовой была для скульптора неожиданной. Голубкина очень любила портрет, называла его «мой белый ландыш». Попытавшись искать решение образа заново и поняв, что уже нашла то что искала, она оставила попытки изменить портрет в угоду вкусам заказчика. Сейчас мраморный бюст экспонируется в Русском музее.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе всего сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Отлив в гипсе, как и другие произведения скульптора, был передан на хранение в Государственный Русский музей, и вернулся в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. Но мраморный портрет Евфимии Павловны Носовой в мраморе остался в Петербурге.