Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877–1948) – русская и советская художница, театральный деятель, график, одна из создательниц отечественного профессионального театра кукол. Жена скульптора-анималиста И.С. Ефимова (1878–1959). В газете «Известия» 3 мая 1919 года сообщалось: «Наибольшим успехом пользовались Петрушки в исполнении художников Ефимовых, которые в разукрашенной фуре разъезжая по городу, давали представления басен Крылова на площадях и людных улицах, собирая тысячные толпы детей и взрослых».
Нина Яковлевна и Иван Семёнович были очень близко знакомы с А.С. Голубкиной. Нина Яковлевна оставила о скульпторе замечательные воспоминания «Пять мастерских Анны Семёновна Голубкиной». Там, в частности, она писала и о своем портрете: «Анна Семёновна попросила, чтобы я посидела, и сделала мой портрет быстро, ровно в 20 минут, ни разу не посмотрев в профиль. Она сама потом удивлялась этому». Когда у Голубкиной спрашивали, почему она так быстро работает, она обычно отвечала, что до этого много думала.
По авторскому замыслу, портрет связан с древнеегипетской тематикой – большим увлечением Голубкиной. Нине Симонович скульптор говорила, что видит в ее облике сказительницу, изрекающую пророчества, и что хотела бы «перетолочь» ее образ с образом сфинкса. Так она и поступила, придав облику современной молодой женщины неуловимое сходство с портретами фараона-солнцепоклонника Эхнатона. У нее «египетский» разрез глаз, изящная шея, несущая голову с удлиненным овалом лица, несколько тяжелый подбородок и припухлый рот.
Портрет стал еще одним примером преломления образов древней культуры в скульптуре русского мастера. Обращение к прошлому было близко искусству начала ХХ века: к прошлому обращены многие образы скульптора Сергея Конёнкова, на темы Древней Руси писали картины братья Васнецовы, библейские средневековые мотивы встречаются в полотнах и скульптуре Михаила Врубеля и др.
Сын художников Ефимовых Адриан Иванович передал в 1979 году гипсовый отлив, хранившийся в семье, в дар открытому за три года до этого Государственному музею-мастерской А.С. Голубкиной. А в 1986 году бюст вместе со всей коллекцией работ скульптора вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.