Фигура старой женщины, сидящей на земле, переносит внимание зрителя с внешнего впечатления на внутреннее состояние модели. Глаза женщины прикрыты, поза замкнута, она пребывает в ином времени и пространстве, отчего композиция приобретает символико-мифологический смысл. Это именно старость – воплощение естественного конца жизни. Она – замыкающая фигура в мифологическом ряду «девочка – женщина – старуха», в контексте которого она сама становится основой нового рождающегося мира, мирового древа. Тело ее словно погружается в темные глубины земли, и старую женщину можно представить владычицей подземного мира.
Символическое решение темы Голубкина соединяет в произведении с эмоциональной импрессионистической лепкой. Быстрыми мягкими мазками скульптор организует форму, подвижные мазки сохраняют следы рук мастера, создавая живую фактуру поверхности, отличающуюся от академической манеры активным взаимодействием со светом и воздухом.
Скульптура «Старость» была выполнена Анной Голубкиной в Париже, где она брала уроки у великого Огюста Родена. Учитель советовал подождать с исполнением фигуры в натуральную величину, но Голубкина решила лепить большую работу. Она пригласила позировать ту же натурщицу, которая ранее была моделью Родена при создании работы «Та, которая была прекрасной Ольмьер», сделанной по мотивам произведения Франсуа Вийона «Жалобы пригожей Оружейницы». В прочтении Родена главное в образе – бытовая сторона: старуха горюет об утрате юного тела. В отличие от учителя Голубкина невербально рассказывает зрителю, что за отрешенностью «Старости» стоят глубокие внутренние переживания, смиренность и принятие прошлого.
Весной 1899 года Голубкина представила работу на ежегодной Весенней выставке Академии литературы и искусства, так называемом Салоне, была удостоена медали III степени и вернулась в Россию признанным скульптором. Посетители говорили: «Как красиво это ужасное», парижан поражала новизна образного решения. Но для русского зрителя скульптура выглядела особенно смелой, так как в России даже в Академии художеств никогда не работали с обнаженной женской натурой. Отечественному зрителю потребовалось время, чтобы понять это новое явление в скульптуре. Право говорить собственным неповторимым языком Голубкина отстаивала своими работами на протяжении всей жизни. Она принадлежала к тому поколению скульпторов, которые, пренебрегая академическими правилами, создавали новый язык пластики.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.