Иванов Александр (1806-1858)
Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа
Конец 1840-х – 1858
Размер - 26,3 x 40
Материал - бумага коричневая
Техника - акварель, белила, итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.8519
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
«Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа» – один из двух главных сюжетов росписи стены «Рождество Христа (по Евангелию от Луки)».
Событие произошло в окрестностях города Вифлеема, в котором у Девы Марии родился младенец Иисус. Иосиф и беременная Мария пришли из Назарета в Вифлеем, чтобы пройти перепись. Им не нашлось места в гостинице, и они поместились в загоне для скота. Марии настало время родить. Появившегося на свет ребенка она положила в ясли, то есть туда, куда кладут корм для скота.
Когда Христос родился, пастухам, сторожившим ночью свое стадо близ Вифлеема, явился ангел. Озаренные небесным светом, пастухи очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне в Вифлееме, городе Давидовом, родился Спаситель». Ангел указал пастухам знак, как найти его – запеленутый младенец лежит в яслях.
Художник изобразил момент, когда перед пастухами возникло видение. Ангел с распростертыми крыльями парит в воздухе, чудесный свет озаряет небо и землю. Разбуженные люди, их собаки, овцы и козы напуганы. Ангел возвещает о рождении Спасителя – Иисуса Христа. Удивительно естественно соединяются в этой сцене реальность и чудо – явление божьего вестника.