Попова Любовь (1889-1924)
Пространственно-силовое построение. Эскиз к одноименной картине (1921, ГТГ)
1921
Размер - 34,4 x 27,8
Материал - картон коричневый
Техника - цветные восковые карандаши, черный восковой мелок, чертежные инструменты
Инвентарный номер - РС-12078
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Работа поступила под названием «Конструкция». Рисунок служит эскизом к картине «Пространственно-силовое построение», находящейся в собрании Третьяковской галереи. В нем Попова создает основную структуру будущей живописной работы, ее костяк. По линейке расчерчивает художница основные параметры композиции. Строит диагонально расположенные объемы: вертикальный, отклоненный влево, и почти под прямым углом пересекающий его горизонтальный. Композицию дополняет третий, неопределенный в объеме элемент, врезающийся в перекрестье первых двух.
В рисунке-эскизе Попова свободно оперирует линиями, выходящими за пределы намеченных форм. Но ей важно сохранить и представление об объемности основных форм. Этого она добивается штриховкой отдельных поверхностей.
Работа называется «Пространственно-силовое построение», но не случайно ее назвали при поступлении «конструкцией». В ней определенно проявляется это конструктивное начало – соединение жестких прямоугольных объемов, напоминающих массивные деревянные брусья. В живописном решении композиции это впечатление несколько смягчается большими фрагментами белого и коричневого цвета с размытыми нечеткими краями, в которые погружены основные объемы.
И рисунок, и живописная работа находятся на границе, на переходе от одной системы к другой. В «классических» пространственно-силовых построениях для Поповой важно было дать представление о некотором цветовом пространстве, пронизанном в разных направлениях линиями-лучами. А в этой работе она приближается к изображению реальных конструкций из дерева, напоминающих будущую «установку для игры актеров», которую она спроектирует год спустя для спектакля «Великодушный рогоносец».
Такие постепенные, неявные переходы от одной системы к другой можно видеть в творчестве Любови Поповой и при переходе от «живописных архитектоник» к «пространственно-силовым построениям». Это обстоятельство свидетельствует о том, что не только название каждого нового метода работы, но и его наполнение было результатом творческого эксперимента, а не плодом теоретизирования.