Виртуозный рисунок «Идущий», выполненный сепией на бумаге охристого цвета, сделан мастерски, в один короткий сеанс. Быстрыми движениями кисти сформирована фигура обнаженного мужчины, взятая со спины. Намечен лишь общий абрис фигуры, но анатомически она точна, что выдает руку грамотного рисовальщика, художника, хорошо знающего строение тела человека. «Диалог» линии и пятна в рисунке блестяще разыгран – краска, набранная на широкую кисть, то положена легко, создавая прозрачную светотень, то приобретает звучность, темнеет, густеет, создавая тени на теле, намечая его форму. Изображение взято крупно, ему придана значительность, почти монументальность. Главное в рисунке – идея движения, выразительность пластики: шагающий изображен динамично, резкий наклон туловища, почти диагонально расположенного на листе, передает необходимую для перемещения тела в пространстве энергию.
Несомненно, подобных рисунков в творчестве скульптора Анны Голубкиной должно было быть много, однако сохранились лишь единицы. Создание столь быстро сделанного рисунка требует от художника долгих размышлений, многочасовой работы по оттачиванию движений руки, длительному поиску и отбору приемов.
Тяготение к плоскостности изображения, выявление самоценности рисунка, выполненного одной краской разной тональности, умение ценить чистоту дышащего пространства самой плоскости листа соотносится с общими поисками в искусстве графики первой четверти ХХ века. Голубкина, беря во Франции уроки у Огюста Родена, безусловно, видела многие рисунки обнаженной натуры знаменитого мастера, была знакома с его приемами изображения. И, вдохновленная, сама стремилась к постижению такого метода, достигнув блестящих результатов в мастерстве акварельного рисунка.
Исследованием идеи движения Голубкина занималась последовательно и настойчиво – движение занимало ее мысли, рассматривалось как качество и форма существования материи. Неустанно, на протяжении многих лет, она лепила беглые эскизы и значительные станковые произведения, в которых были реализованы ее собственные размышления на тему движения – примером могут быть скульптуры
«Идущий человек» (1903),
«Идущий» (1903),
«Идущая женщина» (1901). К этой же группе работ примыкает и
«Сидящий человек» (1912).
Племянница скульптора В.Н. Голубкина вспоминала: «Однажды Анна Семёновна спросила меня, какая из ее скульптур – “Идущий человек” или “Сидящий человек” – мне нравится больше. Я сказала: “Идущий”! он весь в движении». На это Анна Семёновна возразила мне: «Не трудна задача передать движение в движении, а вот в сидящем человеке дать непреклонность воли к движению вперед… это во много раз труднее…»
Рисунок был приобретен в коллекцию Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной у родственника скульптора С.С. Лукьянова (Голубкина) в 1977 году. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.