Голубкина Анна (1864-1927)
Два женских торса
1910
Размер - 30,5 x 37 x 18,5
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-107
Обнаженные женские торсы - тема редкая для Голубкиной. Художница редко обращалась к изображению обнаженной натуры в скульптуре, несмотря на то, что неустанно работала над рисунком. Небольшой этюд с двумя женскими торсами исполнен в стилистике античной пластики и лежит в русле давней классической традиции, возникшей из так называемого «культа руин», т.е. намеренной стилизации древних развалин в архитектуре XVII века. Это направление было продолжением характерного явления в культуре Возрождения, когда под влиянием любви к Античности и преклонения перед мастерством древних ваятелей начали возникать собрания древней скульптуры. Статуи, найденные при раскопках руин, редко сохранялись без повреждений, но и лишенные конечностей, а нередко и голов, они ценились очень высоко. Даже значительные изъяны сохранности не лишали произведения античных скульпторов эстетической ценности. Со временем понимание художественного совершенства находок только росло, мастерство передачи жизни человеческого тела восхищало все больше.
Скульпторы нового времени нередко, в подражание археологическим находкам, исполняли только торсы фигур, стремясь передавать через фрагмент красоту и смысл целого. Тем самым раскрывалась сущность скульптуры как вида искусства, ее способность через пластические формы выражать эмоции, страсти и общие идеи.
В небольшом этюде женских торсов Анна Голубкина сумела передать совершенство форм и грацию движений, в части – гармонию целого. Исполненный ею этюд в глине в 1935 году был отлит в бронзе, как когда-то отливалась в этом материале греческая скульптура, ведь, как известно, мраморные античные статуи – это римские копии древнегреческих бронзовых оригиналов.
В 1932 году семья скульптора передала этюд в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.