Голубкина Анна (1864-1927)
Лошади
1908
Размер - 102 x 96 x 15
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-29
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
У Анны Голубкиной немало рельефов с лошадьми, но этот наполнен состраданием к животным. Произведение выполнено в импрессионистической манере; крупными фактурными мазками выразительно акцентированы важные для создания более яркого эмоционального образа детали: морщинистые морды забитых старых кляч позволяют представить прожитую ими тяжелую жизнь.
Современники в воспоминаниях об Анне Голубкиной неизменно отмечали ее доброту и заботу о простых людях. Она проявляла сострадание и к животным, особенно к лошадям, предпочитала ездить на трамвае, чтобы не поддерживать извозчиков, которые жестоко обращались с лошадьми. Рельеф «Лошади» отображает истинную трагедию, которую Голубкина увидела, когда животных вели на убой. Голубкина всегда создавала свои скульптуры на основе реальных образов, передавая их характер и суть. Она выбрала такую форму рельефа, которая побуждает сосредоточить внимание на деталях: глазах лошадей, выражающих обреченность, фактуре ноздрей, позволяющих представить их тяжелое дыхание.
Во время отлива рельефа в гипс формовщик А.П. Свирин случайно сшиб слезинку с морды лошади и удивился, услышав реакцию Голубкиной на его слова о лошадях: «Как это вы так сказали: “Плакали-плакали, а потом перестали”? Я вас разорвать готова была, а вы так находчиво сказали... И как это вы только додумались?»
Отлив из бронзы был выполнен позднее, в 1940 году, в бронзолитейных мастерских «Всекохудожник» за 2278 рублей 30 копеек. Он был заказан первыми сотрудниками музея-мастерской Анны Семёновны Голубкиной. Художественное литье из бронзы – сложнейший процесс, справиться с которым могут только опытные специалисты высокого класса. Создание бронзовых литьевых изделий происходит в несколько этапов. На первом этапе художники и скульпторы продумывают концепцию скульптуры. Эскизы изделия отрисовываются на бумаге, затем изготавливаются эскизы в пластилине. Второй этап – создание скульптором рабочей модели и проработка всех деталей будущего произведения. На третьем этапе происходит изготовление скульптором глиняной модели в масштабе 1:1. Далее глиняная модель совершенствуется и с нее снимается форма. Во многом именно от формовки зависит качество будущего изделия. Затем процесс переходит в руки мастеров по художественному литью. Под надзором скульпторов профессионалы-литейщики отливают бронзовую скульптуру. Заключительным этапом становится полировка и шлифовка готового произведения.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.