Небольшой натурный этюд изображает племянницу скульптора Санчету (Александру Николаевну Голубкину). Санчета была веселой, живой девочкой, она очень любила Анюту – так в семье звали Анну Семёновну и взрослые родственники, и маленькие дети – и, конечно, была рада помочь ей в ее искусстве. Санчета нередко становилась моделью скульптора. Голубкина вылепила портрет племянницы (
«Санчета», 1905), запечатлела ее черты в рельефе (
«Кочка». Этюд к одноименной вазе, 1904) и вазе
«Кочка»; все – Третьяковская галерея.
Девочка изображена в позе, обычной для академических учебных заданий. Положение тела динамично и довольно сложно закручено. Правая рука и нога заложены налево поверх тела, голова повернута в противоположную сторону. Левая рука согнута в локте, а правая нога подвернута. Все части тела вовлечены в общее движение.
Этюд вылеплен в импрессионистической манере. Поверхность не сглажена, а слегка взрыхлена, что заставляет блики света играть, двигаться. Это создает иллюзию движения света и воздуха, в которые погружена фигура. Живописная лепка мягкой глиной – средство оживить материал, вдохнуть в него жизнь, придать динамику, зарядить движением, способ передать бесконечную изменчивость форм в природе.
Исполнение натурных этюдов – обязательная часть профессиональной деятельности скульптора, непременное условие повышения мастерства, способ найти выразительные приемы для воплощения рождающихся образов. Отголоски этой академической постановки можно увидеть и в законченных произведениях скульптора. Так, Голубкина частично использовала найденное положение фигуры в группе
«Кустики» (Третьяковская галерея), причем сразу в обеих фигурах группы: у одной – в движении ноги, у другой – в положении рук.
В 1932 году семья скульптора передала этюд в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.