Голубкина Анна (1864-1927)
Сидящий человек
1912
Размер - 177 x 57 x 107
Материал - гипс тонированный
Техника - лепка, формовка
Инвентарный номер - МГ СК-45
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Скульптура «Сидящий человек» продолжает и развивает тему героического мужского тела, начатую Анной Голубкиной в «Идущем человеке» (1903, Третьяковская галерея). Произведение было задумано еще в зарайской мастерской. Вынашивая образ, Голубкина исполнила небольшой этюд атланта, держащего на плечах небесную сферу («Мужской торс», 1909, Третьяковская галерея), в котором запечатлела мощный торс гиганта в невероятном напряжении всех сил. Еще один этюд изображал мускулистого обнаженного человека, сидящего в сложной, развернутой в пространстве позе («Рабочий», 1909, Третьяковская галерея). В подобной подготовительной работе художница приближалась к воплощению будущего монументального образа плененного гиганта, лишенного свободы, но сурового и готового к борьбе. Возможность осуществить замысел в большом масштабе Голубкина получила только переехав в московскую мастерскую в Большом Лёвшинском переулке.
В «Сидящем человеке» Голубкина решала более сложную, чем в «Идущем человеке» (1903, Третьяковская галерея), задачу. Художница задумала выразить внутреннее напряжение во внешне неподвижной, скованной фигуре. В этом состоит основная проблема скульптуры как вида искусства – выражение скрытого, внутреннего через видимое, через пластические формы. «Не трудна задача передать движение в движении, а вот в сидящем человеке дать непреклонность воли к движению вперед <…> это во много раз труднее…» – говорила Голубкина. Причина напряжения не видна, но зритель чувствует скрытую, готовую прорваться вовне силу в мастерски найденном неустойчивом положении тела, в виртуозной динамичной лепке мускулатуры, в суровом лице героя. Мужественный масштабный образ «русского Прометея», как и образ «Идущего человека», воплощен Голубкиной в ее авторском стиле, средствами живой импрессионистической лепки. Опыт большого мастера опровергает мнение, что этому стилю недоступны монументальные задачи. Известный скульптор И.С. Ефимов писал о таланте Голубкиной: «Такого мастерства, как в „Сидящем человеке“, не найдем ни у кого, я не вижу и у Родена. Потрясающая маэстрия».
В 1932 году семья скульптора передала работу «Сидящий человек» в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен. Бронзовый отлив скульптуры хранится в Государственном Русском музее.