В портрете неизвестной женщины, по всей вероятности, запечатлена землячка Анны Семёновны – жительница города Зарайска. История не сохранила ее имя, в каталоге выставки Голубкиной 1914 года работа значится просто как «Женская голова».
Необычно высокое основание, напоминающее древнегреческую ионическую колонну, придает работе монументальные черты. Спокойное невозмутимое выражение лица модели невольно соотносит образ с временами древней Эллады, с эпохой архаических греческих скульптур, изображавших прекрасных и отрешенных от мирской суеты людей.
«Женская голова» – одно из тех произведений, в которых воплотился интерес Голубкиной к искусству Древнего Египта и Древней Греции. Безымянный портрет можно объединить с серией, условно названной «зарайские сфинкcы»: «Женщина в платке» (
гипс тон. и
камень тон.), «Старая» (
гипс тон. и
мрамор тон.), «Укротитель» (алебастр, частное собрание). В этой серии скульптора, где за видимым спокойствием скрывается буря эмоций, переплелась архаическая монументальная значительность и русская «загадочная» душа.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение, отлитое в гипсе, в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.