Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет Н.Г. Чулковой
1923
Размер - 26,5 x 22 x 14,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-37
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Анна Голубкина создала портрет Надежды Григорьевны Чулковой в 1923 году. К тому времени скульптор и переводчица были знакомы уже не меньше 10 лет, а последние годы – дружили. Они познакомились приблизительно в 1911 году, а с марта 1917-го, после переезда семьи Чулковых из Петрограда в Москву, жили рядом: Анна Семёновна в Большом Лёвшинском переулке, а Надежда Григорьевна – на Смоленском бульваре.
Надежда Григорьевна (урожденная Петрова, 1874–1961) была не только женой писателя Георгия Ивановича Чулкова, одного из видных организаторов литературной жизни времен Серебряного века в Петербурге и в Москве. Под псевдонимами Н. Петрова, Н. Степанова Чулкова переводила произведения А. Франса, Э. Вернхарна, О. де Вилье-де-Лиль-Адана и других. Знала всех поэтов, писателей и многих художников Серебряного века – в 1911 году ее прекрасный портрет написала З.Е. Серебрякова (хранится в частном собрании). Чулкова была дружна с А. Ахматовой, из первых рук получала ее новые стихи. В 1915 году Ахматова посвятила ей стихотворение:
Перед весной бывают дни такие:Под плотным снегом отдыхает луг,Шумят деревья весело-сухие,И теплый ветер нежен и упруг.И легкости своей дивится тело,И дома своего не узнаешь,А песню ту, что прежде надоела,Как новую, с волнением поешь.
Сохранилось немало свидетельств дружбы Голубкиной и Чулковых, было естественным прийти вечером к семейной паре пить чай, попросить Г.И. Чулкова получить скульптуры в ящиках со станции, что явно свидетельствует о доверительных отношениях. Голубкина очень поддерживала Чулкову после смерти их сына Володи от менингита осенью 1920 года.
Голубкина лепила портрет-маску три года спустя. Чулковой уже почти пятьдесят лет, пережитое наложило на ее облик свой отпечаток. Мастер психологического портрета, Голубкина создала образ замкнутый, но во внешней неподвижности черт передала те скрытые, потаенные эмоции, что лежат где-то на самом дне души человека.
В 1927 году, после ухода скульптора из жизни, Чулковы приняли участие в организации музея А.С. Голубкиной. Надежда Григорьевна написала теплые воспоминания о художнице. А потом – воспоминания о всех близких людях – муже и писателе Г.И. Чулкове, поэтах Анне Ахматовой и Александре Блоке, российском религиозном деятеле и организаторе Российского философского общества В.А. Тернавцеве. Все воспоминания увидели свет лишь в 1980–1990-х годах.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями. Портрет, исполненный в гипсе, был отлит в бронзе уже в 1930-х годах.