Голубкина Анна (1864-1927)
Баба
1904
Размер - 38,5 x 33 x 29
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-166
«Баба» – изображение одной из землячек Анны Голубкиной, исполненное скульптором с натуры. Лепка портретов только с натуры была частью метода Голубкиной, художница крайне неохотно выполняла заказы с фотографии. Непримечательное лицо женщины с как бы стертыми чертами вылеплено мягкими, «стекающими» мазками. Такой прием передает эффект яркого, слепящего солнечного света, словно расплавляющего предметы. Подобная лепка соединяет в одно целое предмет и световоздушную среду, в которую он помещен; показать пространство с ослепляющим сиянием и колеблющимся, дрожащим воздухом – не менее сложная художественная задача, чем передать в портрете внешнее сходство.
В лаконично исполненном объеме головы использована особая моделировка зрачка: Голубкина «смазывает» его точным движением пальца, «ослепляя» глаз, и в результате женщина словно засыпает. Художница намеренно слабо, без энергичных фактурных мазков прорабатывает поверхность и тем самым лишает образ внутренней динамики. Соединяясь в единое целое, детали помогают создать образ на грани сна и бодрствования. Кажется, что и время, в котором живет женщина, тоже замедляет свой ход. В результате произведение перестает быть портретом конкретного человека и становится символом спящей, замкнутой в себе души, ожидающей пробуждения.
Скульптуру в гипсе в 1932 году семья скульптора передала в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Именно тогда, в 1930-е годы, музеем было выполнено большое желание самой Анны Семёновны – перевести в бронзу ее творения. В том числе была отлита и скульптура «Баба». В 1952 году Музей-мастерская Анны Голубкиной был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.