Небольшой этюд в гипсе изображает два женских торса: одна женщина стоит, другая полулежит. На первый взгляд кажется, что это учебный этюд, который может быть использован и как пособие. Но, быть может, это фрагмент композиции, наподобие тех, которыми греки украшали фронтоны храмов, как, например, великий Фидий – восточный фронтон афинского Парфенона. Правда, с одной оговоркой – торсы Голубкиной обнажены, а греки долгое время не ваяли своих богинь обнаженными.
В 1910 году Голубкина начала работать в профессиональной мастерской в Большом Лёвшинском переулке, какой у нее никогда раньше не было. Теперь она могла исполнять масштабные произведения большого содержания, а монументальная женская фигура была ее давней мечтой. Замысел возник гораздо раньше, одновременно с исполнением крупной мужской фигуры
«Идущий человек» (1903, Музей Анны Голубкиной). Первоначально художница задумала изобразить женский торс, как и мужской, обнаженным, следуя вековой традиции классического искусства. Но если в исполнении мужского образа Голубкиной был очень полезен опыт ее учителя Огюста Родена, создавшего великие образцы мужских обнаженных фигур – «Шагающий человек» (1900) и «Иоанн Креститель» (1877), то в разработке монументальной женской скульптуры он мог помочь только отчасти. Здесь художница должна была рассчитывать только на собственную творческую мудрость.
Группа «Женские торсы» – один из этапов поиска обобщенного, «синтетического», как говорили во времена Голубкиной, образа. Исполняя ее, художница обратилась к наследию Античности с ее бесценным опытом изображения обнаженного тела, не просто передачи анатомии, но самого трепета жизни, гармонии и совершенства. Другие этюды Голубкиной близкой тематики –
«Сидящая девочка» (1909, Музей Анны Голубкиной),
«Идущая женщина» (1901, Музей Анны Голубкиной) – исполнены в иной манере. Таких работ не очень много, и потому каждая из них особенно ценна. Поиски идеального женского образа в итоге привели Голубкину к замыслу масштабного произведения, в ходе его разработки получившего название
«Березка».
Этюд «Женские торсы» семья скульптора в 1932 году преподнесла в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.