Лес и Анна Голубкина для знавших ее – явления почти неразделимые: «Хожу одна по обеим мастерским и улыбаюсь. Как в лесу улыбаюсь», – вспоминала Н.Я. Симонович-Ефимова сравнение скульптора, сделанное после того, как она поселилась в мастерской в Большом Лёвшинском переулке. Сравнение не случайное: в лесу, как и в мастерской, Голубкина была «дома», находила покой, обретала высокие помыслы, очищалась душой. Об этом вспоминала добрая знакомая художницы Нина Алексеева (она портретировала ее трижды:
инв. МГ СК-165,
МГ СК-2,
МГ СК-113): «Живя в Зарайске, я имела возможность наблюдать горячую любовь Голубкиной к родной природе. Природа заключала для нее необъятный мир образов. В каждом бугорке, в каждом овражке скрывалось для нее какое-то особое очарование. И говорила она о природе, как о чем-то особенно дорогом…»
Если в скульптуре Голубкина знаменита портретами, то среди ее живописных опытов наиболее удачным стоит признать пейзаж. В живописных портретах Голубкина как будто отключала свою способность к глубочайшему проникновению во внутренний мир человека: люди получались герметичными, замкнутыми, в то время как в пейзажах Анна Семёновна себя отпускала, ее «хожу и улыбаюсь» вполне отражалось в том, как она изображала природу.
Пейзаж на картине, вероятнее всего, общего плана, не конкретный – такие места Голубкина много наблюдала в окрестностях Зарайска. Фрагмент леса скорее кадрирован, чем собран в композицию, но непреодолимое художническое стремление к организации пространства вырисовывает рукой художницы тропинку в глубь леса, которая ведет с одной стороны в темную чащу, а с другой стороны – к далекой яркой полосе света, едва виднеющейся за стволами деревьев.
«Лесной пейзаж», как и другие картины Голубкиной, поступил в фонды музея из его архива в 1976 году – до этого несколько десятилетий работы бережно хранились семьей художника. В 1986 году музей Анны Голубкиной вошел в состав Третьяковской галереи.