Кравченко Алексей (1889-1940)
Улица в Париже
1926
Размер - 37,8 x 52,7
Материал - бумага коричневая
Техника - тушь, кисть
Инвентарный номер - Инв.8681
Приобретено у автора. 1926
В историю отечественного искусства А.И. Кравченко, уроженец Саратова, из крестьянской семьи, вошел как интересный и разносторонний график. Графика Кравченко, виртуозно владевшего практически всеми видами гравюры и рисунка, многим известна по книгам, им проиллюстрированным. Но начинал он как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) Кравченко посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, некоторое время учился в Художественной школе Шимона Холлоши в Мюнхене. Увлечение рисовальным и гравировальным искусством, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло и переросло в основную профессию позже. Кравченко активно работал в рисунке, а также в технике офорта и ксилографии. Далекий от авангардных течений и многочисленных арт-группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества «Четыре искусства». В 1924 году оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств.
Художник на практике совместил интерес к архитектуре, зачастую служившей для него объектом изображения, с живописью и графикой. В эпоху насаждения соцреализма мастер уходил в жанр городского пейзажа, выказывая приверженность к пространственным эффектам – отражениям зданий на водной поверхности, неожиданным ракурсам и перспективам, а также панорамным видам, звучавшим в унисон русской «видописи» и работам мирискусников. Об этом свидетельствуют прекрасные рисунки, выполненные в Париже, во время его заграничного путешествия 1926 года.
Первый план этого изысканного рисунка занимают своеобразные кулисы из голых изогнувшихся веток и склоненных стволов деревьев. Симметрию этих «кулис» нарушает уходящая по диагонали улица, высокие дома с типично парижскими мансардами кажутся чуть неустойчивыми, что подчеркивается неровными линиями окон и линейностью изображения. Равновесие восстанавливается за счет гуляющих парижан, которые кажутся особенно маленькими по сравнению с деревьями и домами. Скопления этих хрупких фигурок на первом плане придают композиции устойчивость.