Вячеслав Иванович Иванов – поэт, историк культуры, ведущая фигура русского символизма. Символизм – широко распространенный стиль в искусстве последней четверти XIX – начала XX века. Творцы символизма стремились к постижению загадок мироздания c помощью творческой интуиции, выражая обретенные откровения в поражающих воображение символах. Борис Пастернак определял символ как «образ мира, в слове явленный». Символические произведения строятся на ассоциациях, намеках, недосказанности, а потому в них нужно вжиться, быть готовым к активной внутренней работе и к тому, что символ никогда не будет объяснен до конца.
Портретную маску Вячеслава Иванова А.С. Голубкина вылепила, несомненно, с натуры.
За несколько лет до этого, в 1914 году, она исполнила бюст В. Иванова. Близко знавший поэта профессор Московского университета В.Ф. Эрн (1882–1917) считал портрет «силы бетховенской», видя в его формах и образном строе «титанический размах». Он вспоминал о высокой оценке, которую сам Вячеслав Иванов дал произведению. С тех пор их всех связывало знакомство, встречи за чаем и беседы на темы искусства и религии. В дарственной надписи на книге своих стихов Иванов говорил о Голубкиной как о «дорогой душе, чем-то близкой и чем-то нужной». Возможно, портретная маска стала ответным подарком скульптора.
К этому времени Вяч. Иванов со своей семьей пережил в Москве три тяжелые зимы, особенно трудной была последняя. Сохранилась фотография, на которой он в пустой промерзшей комнате, согнувшись на стуле, греет руки у «буржуйки», маленькой переносной печки. Всё это время А.С. Голубкина тоже жила в Москве, преподавала скульптуру во Вхутемасе. Из-за недостатка дров и невозможности работать над крупными формами много занималась резьбой камей, которые стали для нее счастливым открытием и способом воплощения неиссякаемого потока рождающихся образов.
В новом портрете запечатлены черты немного усталого, но оживленного лица с внимательным взглядом и мягкой улыбкой. Он исполнен легкими, выверенными мазками. Живописная манера лепки заставляет свет и тени скользить по поверхности, образуя вокруг лица собственное пространство. Портретные черты, вполне заурядные для поверхностного суждения, под руками скульптора обретают неповторимый харизматичный облик философа. Неутомимый собеседник, он продолжает беседу. Его деятельная натура готова к действию. Маску А.С. Голубкина использовала для изготовления
камеи из морской раковины, которая ныне хранится в Музее-мастерской скульптора.