Фальк Роберт (1886-1958)
Вода. Талый снег
1905
Размер - 42 x 53
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5716
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1989
Живописец Роберт Рафаилович Фальк – фигура значительная и даже легендарная в истории русского искусства ХХ века. Пройдя школу Серова и Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и восприняв опыт импрессионистов, он в 1910-е годы был занят поисками языка новой живописи вместе с единомышленниками, участниками объединения «Бубновый валет», осваивал опыт Сезанна, французских фовистов и кубистов, а вскоре обратился к изучению наследия старых мастеров. Проведенные в Париже девять с половиной лет (1928–1937) принесли ему творческую свободу. Последние 20 лет жизни художника прошли в Москве и были всецело посвящены работе, в которой он находил самое большое счастье.
Работа «Вода. Талый снег» – один из ранних пейзажных этюдов Фалька, выполненных в деревне Покров Владимирской губернии. Начинающий художник часто гостил там у своего дяди Иосифа Фалька, служившего земским врачом. Произведение дает представление об уровне живописного умения 19-летнего юноши накануне его поступления в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1905 году. Молодой живописец выбирает для работы скромный пейзажный вид самого начала весны, когда природа медленно пробуждается. На переднем плане изображена холодная синеющая вода разлившейся лесной речки и несколько растущих у ее берега тонких голых деревьев, основания которых оказались почти залиты водой. За рекой последовательно видны еще три плана: широкая зеленеющая полоса пробивающейся травы, невысокие елки вдали на фоне серо-коричневого леса и узкая полоска холодного бледно-голубого неба. Цветовая гамма созданного на пленэре пейзажа ограничена небольшим красочным диапазоном. Фальк умел показывать натуру непосредственно и непредвзято, передавая в этюдной работе характерные черты хмурой природы ранней весны. Он следует традиции скромного, «серенького» пейзажа, характерного для московских мастеров Союза русских художников. В только формирующейся живописной манере молодого художника заметно стремление писать свободно, широко, непринужденно, что видно по выявленному, густому мазку. Ранний Фальк выступает как безмолвный созерцатель природы, еще довольно сдержанный в выражении своих эмоциональных впечатлений.